Оглавление:
Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Философское понятие права значительно более широко, чем юридическое.
Оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права.
Разум, дух в области общественных отношений людей, с точки зрения Гегеля, творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.
В положении Гегеля о том, что через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно видеть отражение представления о зависимости индивидуального сознания от общественного. Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую объективный разум, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве, данного Кантом и всеми сторонниками критической философии. Категорический императив Канта в области права гласит:
«Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех людей, исходное положение — свобода отдельной личности»
.
Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе. В «философии права» как составной части системы гегелевской философии развитие духа дается через развитие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных — от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).
Философия права в качестве
Право в понимании Гегеля, — это одна из важнейших социокультурных форм, которая проходит в своём развитие несколько ступеней или фаз.
В гегелевском учении тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственная действительность. Понятие права соответствует трём основным формам свободной воли.
Развитие свободы и, следовательно, права проходит три уровня:
Абстрактное или формальное право — термин философско-правовой теории, введенный Г.
Гегелем для обозначения совокупности основополагающих принципов правосознания и правотворчества, предшествующих и определяющих формирование, функционирование и содержательные аспекты права позитивного. Абстрактное право является неотъемлемым компонентом всех вариантов целостно-концептуального анализа оснований правового мышления и деятельности, равно как и реально функционирующих правовых систем и норм. Абстрактное право является первым уровнем в развитии понятия права от абстрактного к конкретному.
Это право абстрактно свободной личности.
Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права содержится свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право — это способность всех последующих более конкретных определений свободы и права.
На этой стадии положительный закон выражается в единой формуле — «будь лицом и уважай других как человек», сфера его действия — отношения собственности, договорные взаимоотношения и «неправда».
Философия права изложена в работе Гегеля с таким же названием и представляет более подробное изложение учения об объективном духе. Основной вопрос философии права — отношение личной свободы к обществу.
Всю систему общественных отношений Гегель дедуцирует из свободы воли.
Свобода воли может быть направлена на созидание и на разрушение. Неопределенность свободы воли — отрицательная её сторона, а определенность — положительная. Определение воли означает её самоограничение и отсюда Гегель выводит связь свободы с законом и личности с обществом.
Понятие права определяется Гегелем через понятие свободы и включает, в том числе, и нравственность. Право имеет у Гегеля широкий и узкий смысл.
Право в широком смысле слова имеет три ступени становления: * Абстрактное или формальное право, представляющее собой проявление свободы во внешнем мире. * Личная мораль, представляющая сферу внутренних определений воли.
* Общественная нравственность, представляющая сочетание права и морали в общественных союзах. Право в узком смысле слова — это абстрактное право. Оно является выражением воли отдельных лиц и в своем содержании определяется естественными склонностями людей.
Общий принцип абстрактного права: «Будь лицом и уважай других, как лица». Из абстрактного права Гегель выводит понятие частной собственности, ибо, чтобы проявить себя в действительности личность должна иметь внешнюю сферу для своей свободы и поэтому возникает понятие собственности.
Из обладания собственностью вытекает необходимость договора, регулирующего отношения между собственниками. Таким образом, договор, по Гегелю, является вторым видом абстрактного права. Поскольку договор объединяет частные воли, зависящие от частных же интересов, то такой договор может быть легко нарушен и поэтому необходимо принудительное право как третий вид абстрактного права.
Гегель считает принудительность главным отличием права от морали. Если право являет для личности внешнюю сферу реализации свободы, то мораль, по Гегелю, есть область внутреннего самоопределения.
Уровни развития права. Политико-правовая система
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — выдающийся представитель немецкой классической философии XIX века.
Его система учений легла в основу философской мысли всего мира.
Гегельянство было основано на философии предшествующих мыслителей, в особенности на идеях ионийских натурфилософов и взглядах И. Канта. В 1821 году была опубликована работа Гегеля «Философия права», в которой Гегель рассматривал государство и право в качестве поиска рационального в реальности.
«В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права»
.
Философ считал, что никакой специфической методики исследования философия права не имеет, она декларирует тождественность понятийного содержания предмета и метода его исследования. Право, по Гегелю, представляет собой наличное бытие свободной воли, и это
«не есть закон, а объективный мир свободы, творимый разумом и индивидуальной волей отдельных лиц, проявляющей волю всеобщую»
.
В своей работе «Философия права» Гегель описывает три этапа формирования воли:
Гегель выделяет три основные формы конкретизации свободной воли, которым соответствуют три уровня развития права: абстрактное право, мораль и нравственность.
Введение 2 Метод философии Гегеля 4 Философия права Гегеля 7 «Право как закон» 11 Философское учение Гегеля о государстве 13 Заключение 24 Список использованной литературы 25 Введение Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 году в городе Штудгарте в семье крупного чиновника.
Получив в местной гимназии первоначальное образование, 1788 году был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 года работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге.
С 1801 года преподавал в Ненском университете.
С 1816 года Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 года — Берлинского, где некоторое время был и его ректором. Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли.
Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников.
Философия права.
Учебник для вузовНерсесянц Владик Сумбатович Проблемы философии права занимают большое место в творчестве Гегеля.Уже в работе
«О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве»
(1802—1803) Гегель различает три научных способа трактовки естественного права: эмпирический (концепции Гоббса, Руссо и других мыслителей до Канта); формальный (подход Канта, Фихте и их последователей) и абсолютный (свой подход)[814].Эмпирический подход к естественному праву, по оценке Гегеля, соответствует лишь начальным требованиям науки, отличающим ее от простого повествования и перечисления признаков предмета. Но эмпиризму недостает прежде всего критерия для различения необходимого и случайного в хаосе естественного состояния.
Отсюда и характерная для эмпирического подхода непоследовательность и противоречивость суждений и определений, при помощи которых те или иные абстракции и единичные свойства, лишенные сущности, возводятся в ранг абсолютности.В учениях Канта и Фихте о естественном праве, в отличие от эмпирического подхода, представлена формальная идея тождества идеального и реального, выражена чистая абстракция, абстракция понятия и формы, безразличных к определенному содержанию.
Этот аспект их учения, «соответственно которому сущность права и долга и сущность мыслящего и волящего субъекта есть одно, составляет — как и высшая абстракция бесконечности вообще — величие философии Канта и Фихте»[815].Однако их учения, кроме формализма, по мнению Гегеля, страдают также и индивидуалистической трактовкой проблемы воли: у Канта и Фихте единство воли, будучи результатом соединения субъективных воль, не внутренне присуще всеобщей воле, а достижимо
1 из 4)
ВВЕДЕНИЕ Гегелевская философия права продолжает разработку той области философского знания, которая со времен Канта в немецкой классической философии традиционно именовалась «практической философией».
У Канта «практическая философия» делилась на философию права как учения о праве и на этику как учение о добродетели. Что касается Гегеля, то он понимает право как объективное определение, санкционирование человеческой воли, свободы.
Это своего рода телеологический принцип, «практическая философия» во всем объеме аристотелевских традиций. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой, всеобщей и поскольку воля образует, согласно Гегелю, принцип «философии права», то, восходя здесь к определению Руссо, «практическая философия» становится и философской этикой, и учением о праве одновременно.
Детально разработана система индивидуальных и общественных добродетелей. Речь идет также о праве, о философском осмыслении экономических проблем, о философской концепции конституционного государства. Здесь — удивительная плотность до сих пор актуальных проблем.
Современные авторы правы, когда говорят, что актуальность и аргументированность характерны для классической модели фундаментальных прав человека, разделения властей, правового государства, и.т.д. Философия права Канта, Фихте, Гегеля становится своего рода наследницей философии свободы всего предшествующего времени.
Это широко признано сегодня. Но есть и другая сторона медали: именно в нашем веке Гегеля обвиняли в этатизме, т.е.
Философия права Гегеля.
По Гегелю, тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).
Всю гегелевскую триаду пронизывает идея философии свободы. Под субъективным духом он понимал свободу личности «в-себе»; под объективным – свободу не только «в-себе», но и «для-себя», т.е.
как наличное бытие. И если свобода «в-себе» — лишь идея права, то свобода «в-себе и для-себя» — это правовая реальность как инобытие идеи права. Поэтому Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью.
Задача философии права – постичь то, что есть, поскольку последнее и есть, по Гегелю, разум.
В Предисловии к «Философии права» подчеркивается, что основная задача философии права – познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. Философия права – часть философии, и в качестве таковой она имеет определенную исходную точку, которая и есть результат того, что предшествовало и что составляет ее так называемое доказательство.
Понятие права трактуется поэтому вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся, и его нужно принять как данное. В целом «Философия права» построена по триадической схеме, согласно которой, само право существует в трех ипостасях: идея права, которая проявляется как свобода воли; особое право – как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства; позитивное право – как закон. 2. Диалектическое развитие идеи права.
Предметом философии права Гегель считал только первую его ипостась, то есть идею права.
[] ПРЕДИСЛОВИЕ «Философия права» — одно из важнейших сочинений Гегеля — появляется в русском переводе впервые. Первое немецкое издание этой книги вышло при жизни Гегеля в 1821 г.
под громоздким заглавием:
«Grundlinien der Philosophie des Rechts und Naturrechts und Staatswissenschaft im Grundrisse»
(Основные черты философии права и государственной науки в сжатом очерке). Второе немецкое издание «Философии права» появилось уже после смерти Гегеля в 1833 г., составив восьмой том первого полного собрания его сочинений, изданных его ближайшими друзьями и учениками. В отличие от первого издания второе немецкое издание содержало в себе, помимо основного гегелевского текста, еще и «прибавления» (числом около 200) к отдельным параграфам.
Эти «прибавления» были даны учеником Гегеля Эдуардом Гансом на основе записей лекций философа его слушателями. Настоящий перевод сделан со второго издания, и в него следовательно вошли все прибавления, сделанные Гансом.
Эти прибавления не только весьма интересны по своему содержанию, но они имеют и очень важное методическое значение, так как в большой степени облегчают понимание и усвоение основных гегелевских положений, зачастую преподносимых философом в весьма абстрактной и схематической форме.
Выход в свет первого русского перевода «Философии права» несомненно явится значительным событием на нашем философском фронте, ибо это произведение не только крайне важно для правильного уяснения гегелевской философии в целом — со всеми ее сильными и слабыми сторонами, но, что еще для нас важнее, оно должно способствовать более глубокому пониманию философии марксизма, которая имеет одним из своих истоков гегелевскую философию, составной частью которой является «Философия права».
«Философия права» бесспорно принадлежит к числу тех работ Гегеля, в которых, по выражению Энгельса, консервативная сторона гегелевской системы непомерно разрослась. Но сам по себе этот факт не только не умаляет значения этой книги, а наоборот, еще более подчеркивает
2.6.
ПОНЯТИЕ НЕПРАВА В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ Сокольникова Валентина Александровна.
Должность: доцент кафедры связей с общественностью. Место работы: Московский государственный технический университет гражданской авиации. E-mail: Аннотация: В статье анализируются философские взгляды Гегеля на проблему неправа; последнее раскрывается им как непреднамеренное неправо, обман, принуждение и преступление.
В работе акцентируется внимание на гегелевской трактовке наказания как снятии преступления.
Автором статьи обосновываются идеи, что последующее развитие права выявило еще одну форму неправа, когда государство, которое должно выражать всеобщий интерес, на деле выражает собственные интересы, мало заботясь об интересах индивидов и создавая иллюзию всеобщей воли, а гражданское общество в этой модели либо целиком трактуется с позиции права, либо исключается из него, что в любом случае ведет к определенным противоречиям. Ключевые слова: неправо, обман, право, преступление, свободная воля, философия права.
CONCEPT OF NON-LAW IN HEGEL’S PHILOSOPHY Sokolnikova Valentina Alexandrovna. Position: associate-professor at Public Relations chair.
Place of employment: Moscow state technical university of civil aviation.
E-mail: Annotation: In article analyses Hegel’s philosophical views on the problem of non-law; recently disclosed them as an unintentional non-law, deception, coercion and crime. In this work emphasizes attention on Hegel’s interpretation of punishment as a removal of crime. Author of article substantiates the idea, that subsequent development of law revealed another form of non-law, when state, that should express general interest, in fact, expresses its own interests with little regard for interests of individuals and created illusion of general will, and civil society in this model, either alone treated from perspective of law, or is excluded from it, in any case, leads to certain contradictions.
Keywords: crime, deception, free will, law, non-law, philosophy of law.
§ 103 rong>Требование, чтобы это противоречие (подобно противоречию при другом нарушении права) (§§ 86, 89), сказывающееся в способе снятия нарушения права, было разрешено, представляет собою требование справедливости, освобожденной как от субъективных интересов и форм, так и от случайности силы, – следовательно, не мстящей , а наказующей справедливости . Здесь мы имеем прежде всего требование воли, которая, в качестве особенной субъективной воли, волит всеобщее как таковое.
Но это понятие морали не есть лишь нечто требуемое, а возникло в самом этом движении. § 104Преступление и мстящая справедливость представляют собою ту форму развития воли, в которой она вступила в пределы различия между всеобщей в себе сущей волей и единичной для себя сущей волей, противостоящей первой; а затем они предполагают, далее, что в себе сущая воля, благодаря снятию этой противоположности, возвратилась в себя и, следовательно, стала сама для себя сущей и действительной . Таким образом право, подтвержденное в противопоставлении себя лишь для себя сущей единичной воле, есть и имеет силу, как действительное через свою необходимость.
– Эта формация есть вместе с тем получившая дальнейшее развитие внутренняя определенность понятия воли.
Согласно понятию последней ее получение действительности в ней самой означает, что снято в-себе-бытие и та форма непосредственности, в которой она ближайшим образом пребывает и форму которой она имеет в абстрактном праве (§ 21); оно означает, следовательно, что воля полагает себя ближайшим образом подчиненной противоположности между всеобщей в себе сущей волей и единичной для себя сущей волей, а затем посредством снятия этой противоположности, отрицание отрицания определяет себя как волю в ее наличном бытии , свободную не только в себе, но и для себя самой, как соотносящую себя с собою отрицательность. Свою личность, каковой она только и была в абстрактном праве, воля имеет теперь своим предметом . Такая для себя бесконечная субъективность свободы составляет принцип моральной точки зрения .{123}Примечание .
Георг Вильгельм Фридрих родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование 1788 г.
был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге.
С 1801 г. преподавал в Иенском университете.
С 1816 г. Гегель — профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского, где некоторое время был и его ректором. Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии.
Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников.
Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.
Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности.
Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее. Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве.
§ 103 rong>Требование, чтобы это противоречие (подобно противоречию при другом нарушении права) (§§ 86, 89), сказывающееся в способе снятия нарушения права, было разрешено, представляет собою требование справедливости, освобожденной как от субъективных интересов и форм, так и от случайности силы, – следовательно, не мстящей , а наказующей справедливости . Здесь мы имеем прежде всего требование воли, которая, в качестве особенной субъективной воли, волит всеобщее как таковое.
Но это понятие морали не есть лишь нечто требуемое, а возникло в самом этом движении. § 104Преступление и мстящая справедливость представляют собою ту форму развития воли, в которой она вступила в пределы различия между всеобщей в себе сущей волей и единичной для себя сущей волей, противостоящей первой; а затем они предполагают, далее, что в себе сущая воля, благодаря снятию этой противоположности, возвратилась в себя и, следовательно, стала сама для себя сущей и действительной . Таким образом право, подтвержденное в противопоставлении себя лишь для себя сущей единичной воле, есть и имеет силу, как действительное через свою необходимость.
– Эта формация есть вместе с тем получившая дальнейшее развитие внутренняя определенность понятия воли. Согласно понятию последней ее получение действительности в ней самой означает, что снято в-себе-бытие и та форма непосредственности, в которой она ближайшим образом пребывает и форму которой она имеет в абстрактном праве (§ 21); оно означает, следовательно, что воля полагает себя ближайшим образом подчиненной противоположности между всеобщей в себе сущей волей и единичной для себя сущей волей, а затем посредством снятия этой противоположности, отрицание отрицания определяет себя как волю в ее наличном бытии , свободную не только в себе, но и для себя самой, как соотносящую себя с собою отрицательность.
Свою личность, каковой она только и была в абстрактном праве, воля имеет теперь своим предметом .