Оглавление:
Вопрос вовсе не безобидный, как показываю результаты проверок ГИТ за последние два года. Давайте разберемся вместе. Последние два года ГИТ проверяла компании, которые используют в своей работе служебные машины. Основные нарушения, по мнению инспекторов, были следующие:
Чиновники ГИТ посчитали, что если работник ездит сам за рулем служебного автомобиля, то должен быть оформлен как водитель. Для этого нужно включить должность водителя в штатное расписание организации, с работником заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о работе по совмещению водителем, в котором прописать доплату за такое совмещение.
Оправдание работодателей, что машина — это вспомогательное средство, эдакий социальный бонус к некоторым должностям, инспекторы принимали как отговорку, чтобы не организовывать медосмотры (прямо скажем, удовольствие не из дешевых). Надо сказать, что практически все работодатели, которых коснулись проверки, были оштрафованы, поскольку знать не знали, что принимают на работу не просто начальника (руководителя) какого-либо отдела, а начальника-водителя.
Кроме того, их обязали заключить с работниками соответствующие допсоглашения к трудовым договорам и организовать медосмотры. Конечно, все были возмущены, но не каждый работодатель осмелился оспорить решение ГИТ.
Каковы же были результаты оспаривания в суде? Суды повели себя по-разному, то есть некоторые поддержали госинспецию труда, но большинство судов все-таки не согласились с мнением контролеров.
Я приведу по одному примеру, но на самом деле судебных решений было много. Московский областной суд (решение от 26.06.2014 г. по делу №21-596\2014) объяснил, что не имеет значения, куда и зачем ездит работник.
Главное, что он эксплуатирует транспортное средство, важен сам факт управления транспортным средством.
Да, должен. При непроведении предварительного медосмотра риск привлечения к ответственности высокий.
Решения с аналогичными выводами — . Пример противоположного решения – Постановление 9 ААС от .
Есть еще решение, где общество привлекали к ответственности. Избежать ответственности удалось из-за того, что у административного органа отсутствовали доказательства того, что работник общества находился за рулем автомобилей для тест-драйва (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2015 № 15АП-6441/2015).
Для того, чтобы минимизировать возможность привлечения к ответственности следует: — исключить обязанности управлять ТС у сотрудника; — оформить предоставление автомобиля как гарантию по ТК РФ; — не оформлять путевые листы (в противном случае поездки будут считаться а рамках исполнения трудовых обязанностей); — оформить передачу автомобиля не на 1 мес., а на период действия трудового договора. Подробно об этом см. материалы в обосновании. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1. Статья: Проводить ли медосмотр, если нет вредных факторов «Нужен ли предрейсовый медосмотр сотрудникам, которые пользуются автомобилями компании?
Должны ли проходить предрейсовый медосмотр директор организации, его заместители и сотрудники, которые не работают водителями, но используют легковой транспорт организации? Александр НАЙДЕНОВ Да, должны. Водитель – это любой работник, который управляет автомобилем организации4*.
То есть, садясь за руль, любой сотрудник становится водителем и участником дорожного движения.
Содержание Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).
Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами?
Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата .
Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:
А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена. Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель — образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно.
Ссылка-Консультант Плюс Трудовая инспекция по результатам проверки привлекла организацию к административной ответственности по ст.
5.27 КоАП РФ за то, что организация не проводила обязательные предрейсовые медосмотры в отношении директора и его заместителя. Правомерна ли позиция трудовой инспекции?
Ответ: Привлечение организации к административной ответственности по ст.
11, 12 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.
Также в ч. 3 ст. 213 ТК РФ сказано, что для отдельных категорий работников федеральными законами могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале, в течение или в конце рабочего дня (смены). Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) установлено, что все юридические лица обязаны организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей (абз. 7 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Таким образом, по нашему мнению, проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (абз.
3 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
То, что директор (заместитель) управляет автомобилем, не создает ему новую трудовую функцию, так как (ст. ст. 15, 17, 56, ч. 2 ст. 57 ТК РФ): — работа в должности водителя предполагает перевозку грузов, пассажиров, а в данном случае директор (заместитель) возит только себя; — директор (заместитель) вправе, но не обязан ездить на автомобиле;
Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).
Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами?
Давайте разберемся. Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей. Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договора .
Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата . Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:
А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена. Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель — образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно.
Главная — Организация бизнеса — Кадры — Действующее законодательство требует от работодателей в обязательном порядке проводить медицинский осмотр водителей в 2023 году.
При этом порядок действий может сильно отличаться в зависимости от конкретных условий труда, о чем следует помнить как работникам, так и самим работодателям.
О том, есть ли новые законы о медосмотре водителей, как проводится медицинский осмотр – предрейсовый и послерейсовый, и иные нюансы должны быть обязательно известны работодателю, ведь нарушение установленных норм может повлечь за собой привлечение к ответственности и уплату весьма значительных штрафов.
Оглавление: 1. Медосмотр для водителей в 2023 году – какой положен 2. Медосмотр водителя при приеме на работу и периодические медицинские осмотры 3.
Послерейсовые и предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2023 году – порядок и нормативы Медосмотр для водителей в 2023 году – какой положен Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки.
Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей. Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ.
Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2023 году.
Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995.
Водителя – на медосмотр
Добрый день, коллеги.4-5 июля я буду проводить по оптимизации налогов в Санкт-Петербурге.Одним из вопросов будет: как использовать автомобили своих сотрудников в служебных целях? Есть варианты, как часть зарплаты заменить компенсационными выплатами за использование личного имущества.
При этом НДФЛ и страховые взносы будут ноль. Также это имущество можно арендовать.Вы арендуете у своего сотрудника автомобиль, а он либо кто-то другой ездит на нем по служебным делам.
Например, легковой автомобиль, который возит директора или бухгалтера в банк. А может и сам сотрудник объезжает объекты, например, прораб или торговый представитель.
Вопрос: надо ли проводить предрейсовые медицинские осмотры?
Давайте мы с вами подробно это разберем.Этот вопрос был задан мне по электронной почте.
Полностью он звучит следующим образом:
«Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд компании»
?На основании п.1 ст. 20 и абзаца 5 п. 1 ст. 23 предрейсовые осмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.
Потому что этот человек не будет перевозить пассажиров. При этом, организация обязана проводить осмотры в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя.
Порядок проведения медосмотров утвержден .
Посмотрите его .Следующий момент.
По общему правилу необходимо проводить предрейсовые осмотры сотрудников, которые работают в должности водителя.
Если сотрудник не является по должности водителем, но его работа связана с постоянными разъездами, он обязан проходить предрейсовые медосмотры.
Например, курьер, который занимается доставкой на служебном автомобиле, или менеджер, который ездит и принимает заказы. Об этом сказано в и в ст. 23 Федеральном законе от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, а также в ст. 213 ТК РФ.Если сотрудник не является по должности водителем, но использует личный транспорт для нужд организации, он не обязан проходить предрейсовые медицинские осмотры.
Соглашением проходить ежедневный рейсовый мед.осмотр
Здравствуйте.
Так на своем автомобиле уже в качестве служебного перевожу, различные грузы в виде документов, и личного инструмента, приборов, спецодежды, компьютеров Нефтегазовая компания, установила проезд на территорию своих нефтегазовых месторождений, строго по путевкам. поэтому все водители подобных служебных тире личных машин, заезжают на закрытую территорию строго по путевкам формы №3, утвержденной постановлением №78 ГОСКОМСтатом РФ от 28.11.97. Езжу и я таким образом через Контрольно-Пропускные Пункты, не регулярно, но в любое время суток, и бывает что заезжаю на месторождение не на один день и не на одну неделю.
естественно что езжу не по своей прихоти, или желанию, и уже не первый год. Но в последнее время, по всей видимости не так посмотрел на сотрудников охраны, да ещё и уволил своего нерадивого подчиненного, у которого папа бывший милиционер. вроде бы и мелочи, что сотрудники любой охраны обычно бывшие из всяких силовых ведомств, но работа спокойная у меня закончилась.
Проблемы у меня возникли с прохождением досмотров на КПП, и в последнее во что уперлись сотрудники охраны, это в прохождение мною предрейсового мед.осмотра. За который понятно что мне как водителю положено наказание, а так же моей организации, и самое хреновое что в данный момент нефтяная компания как подрядчик широко использует к своим подрядчикам штрафы, за то же несвоевременное мое прибытие.
Ответ на вопрос: Да, нужно. Согласно решению Верховного суда РФ от 19 декабря 2016 г. № 18-АД16-173 сотрудник, который управляет служебным автомобилем, обязан проходить .
При этом не имеет значения, какую должность занимает сотрудник и прописана ли обязанность управлять транспортным средством работодателя в его трудовом договоре или в должностной инструкции. Главное, что работник фактически выполняет функции по управлению транспортным средством для выполнения трудовых обязанностей.
Кроме того, за рулем служебного авто должен быть водитель (причем может быть оформлено совмещение по данной должности). Обратите внимание, что при предоставлении сотруднику служебного автомобиля в организации должен быть приказ о совмещении работником профессии (должности) водителя, а в трудовом договоре пункт о том, что он сам управляет автомобилем и доплата за это.
В должностные обязанности работника, который не является водителем, не может входить обязанность по управлению автомобилем, так как такая обязанность относится к трудовой функции водителя автомобиля.
О предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах: Законодательством установлены особенности регулирования труда работников транспорта. К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей.
К таким особенностям в частности относятся: обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213 ТК РФ); обязательные периодические медосмотры. Если водителю не исполнилось 21 года, то такие осмотры он проходит ежегодно (ч.
1 ст. 213 ТК РФ, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ)
ПОДЕЛИТЬСЯ
По мнению трудовой инспекции, работники, использующие в работе корпоративные автомобили, должны не только проходить все предусмотренные законом медосмотры, но и быть оформлены как водители в порядке совмещения профессий. Но так как у большинства судов иное мнение, предписание ГИТ можно будет с легкостью оспорить. В каких случаях работник признается штатным водителем Нужно ли работнику проходить медосмотры, если автомобиль предоставлен в качестве бонуса Как доказать, что пользующийся служебным автомобилем работник не совмещает должность водителя На протяжении 2013 и 2014 годов трудовая инспекция проверяла компании, которые использовали в своей работе служебные автомобили.
Претензии контролеров коснулись двух моментов. Во-первых, когда работники, использующие служебные автомобили, не проходят медосмотры (предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые), а также психиатрические освидетельствования.
Во-вторых, когда эти работники не оформлены как водители в порядке совмещения профессий и им не производится доплата. По мнению ГИТ, если работнику для выполнения трудовых обязанностей предоставлен корпоративный автомобиль, он является штатным водителем компании. Работодатели, не желая проводить медосмотры и доплачивать подчиненным, маскируют предоставление автомобилей социальными благами (бонусами).
Если ГИТ при проверке выявит подобную схему, она обяжет работодателя заключить с такими работниками соглашения к трудовым договорам о выполнении дополнительных функций водителей и организовать прохождение предусмотренных законом медосмотров.
Также всех работников, не прошедших медосмотры, отстранят от управления транспортными средствами компании.
А если не истекли сроки давности, то компанию и ее директора оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ за каждого водителя. Подобные требования инспекторов были восприняты многими компаниями, мягко говоря, как необоснованные.
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 6 июня 2014 г.Е.А.
Рожкова, эксперт по бухучету и налогообложению Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам). Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль; .
Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата?
А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся. Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.
Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение. Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договора, . Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата, .
Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:
А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.
Содержание А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).
Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов. Нужно ли проходить директору медосмотр?
Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке. Значит, работники, использующие служебные автомобили, осуществляют транспортные перевозки. При этом цель таких перевозок правового значения не имеет.
Позиция инспекции: если автомобиль служебный, значит, нужно оформить совмещение работником работы водителя Аргумент компании: если автомобиль предоставлен как бонус, то никакого совмещения профессий не возникает Цитируем документ: «Если автомобиль не служит рабочим местом работника, т. Проведение предрейсового осмотра водителя не обязательно, в случае если личный автомобиль водителя не предоставлен организации на основании, например, договора аренды или иного права. Если личный автомобиль водителя отражен в документах организации как транспорт, на котором осуществляются перевозки, и стоит на учете в качестве имущества, то проведение осмотра необходимо.
Обоснование: На основании ст.