Оглавление:
Стр 2 из 12 Правоприменение — это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как: возникновение спора о праве; установление фактов, имеющих юридическое значение; Признаки правоприменения -является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона. -осуществляется в рамках конкретных правоотношений; -осуществляется в установленных государством процессуальных формах; -сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.
Стадии правоприменительного процесса -установление фактической основы дела — исследование всех существенных юридических фактов; -установление юридической основы дела — выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности); -принятие решения по делу; -оформление правоприменительного акта, в т.ч.
Акты применения права могут быть самыми различными.
В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям: . по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
. в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.
Правоприменение в России.
28Применение права – деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.
Признаки: — деятельность, которую могут осуществлять только специально уполномоченные на это государственные органы; — носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению соответствующего органа, который выступает от имени государства, при необходимости исполнение решения обеспечивается принудительной силой государства.
— осуществляется на основе правовых норм; — результат – вынесение индивидуально-конкретных предписаний. Они содержатся в правоприменительных актах и адресуются конкретным субъектам права. — осуществляется в особых установленных нормативными актами формах, процедурах.
Существует официальный порядок принятия правоприменительных актов. Выделяют три основные стадии: — установление фактической основы дела (устанавливается объективная истина по делу); — установление юридической основы дела (выбирается отрасль, институт и норма права, регулирующие данное общественное отношение, проверяется предел действия нормы права во времени, в пространстве, квалификация деяния); — принятие решения по делу (выносится правоприменительный акт); — исполнение решения , т.е реальное урегулирование общественного отношения.
Разновидности: 1. применение регулятивных норм права – деятельность по установлению конкретных прав и обязанностей в связи с правомерным поведением. 2. применение правоохранительных норм права – связана с неправомерным поведением, направлена на установление вида и меры юридической ответственности правонарушителю.
Также выделяют: 1. стандартное применение права – стандартное принятие юридического решения при наступлении определенных юридических фактов, указанных в гипотезе правовой нормы, в соответствии с предписанием, содержащимся в диспозиции или санкции правовой нормы.
2. ситуационное применение права – юридической основой для решения дела будут выступать нормы права, предоставляющие определенную свободу выбора.
Применение права — это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и их уполномоченных субъектов.
Данное определение указывает на два обстоятельства:
В современном правовом государстве право действует, применяется в интересах всего общества.
Поэтому применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. Применение права, конечно, обеспечивается также государственным принуждением, силой государственного аппарата, но это принуждение применяется к дезорганизаторам порядков и общественной дисциплины, к нарушителям законов. (проф. П.Е. Недбайло); Применение права происходит в том случае, если юридическая норма не реализуется сама собой, а требует вмешательства органов государственной власти.
Например, совершение преступления — юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Коль скоро обеспечение уголовно-правовых запретов, охраняющих устои коллективной жизни, — общее дело всего населения, применение санкции образует исключительную прерогативу государства. Последняя
Стр 9 из 11Правоприменение — особая форма реализации права.
Не могут применять нормы права граждане.
2) имеетгосударственно-властный характер; 3) является деятельностью по вынесениюиндивидуально-конкретных предписаний; 4) выступает формойуправленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенныхпроцедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли — гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право; 6) представляет собойсложный, стадийный процесс; 7)имееттворческий характер; 8) результаты правоприменения оформляются- актом применения права. Правоприменение — государственно-властная деятельность, осуществляемая компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленная на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.
Правоприменение бываетдвух видов -позитивное и юрисдикционное. Позитивное правоприменение — осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм (назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка). По-другому можно сказать, что позитивное применение — это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционное правоприменение- это применение санкций в случае нарушения диспозиций. Стадии применения права Применение норм права представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий 5: 1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания); 2.
Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.
© Н.Н.
Вопленко, 2008 СПОСОБЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Н.Н.
317-349; 9; 14; 16; 17 и др.]) и т.
д. Вместе с тем продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно исследованными понятие и виды правоприменительных производств, режимов и особенно способов правоприменительной деятельности, что требует, на наш взгляд, специального рассмотрения. Понятие «способ применения права», или «способ правоприменения», не вполне устоялось в научной литературе и юридической практике. Чаще всего данное понятие употребляется для подчеркивания отраслевой специфики правоприменительной деятельности: гражданско-правовое, уголовно-правовое, административно-правовое и т.
д. правоприменение. Действительно, большинство профилирующих отраслей системы права имеют свои собственные законодательно закрепленные процедуры властной реализации материальноправовых и процессуальных норм, и это позволяет различать, например, гражданско-правовой, уголовно-правовой и административноправовой способы применения права. Однако как только возникает необходимость применения норм конституционного, финансового, налогового и многих иных отраслей права, данный критерий (отраслевой) для выражения внутреннего своеобразия особого способа правоприменительной деятельности перестает работать.
Тем более, если вспомнить о правоприменительной деятельности органов исполнительной и контрольно-надзорной власти, которые в пределах своей компетенции осуществляют властную реализацию норм природоохранительного, жилищного, земельного, трудового, финансового и прочих отраслей права, то специфика отраслевых способов правоприменения окончательно утрачивается.
Анализ объективно сложившихся и признаваемых
Стр 10 из 27 Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов.
Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты.
Вместе с тем в некоторых ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Применение права —это деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Т.к. правоприменение осуществляют различные органы, применяются различные процедуры и преследуются различные цели, выделяют три основных типа правоприменения: 1.
2. Управленческий – субъект правоприменения находится в служебных отношениях с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения.
Решение выступает как средство оперативного управления.
3. Административный – не служебные или организационные правоотношения. Решение принимается в случае конфликтов и жалоб. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.
Применение права имеет следующие признаки: 1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий —субъективных прав, обязанностей, ответственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах: 5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.
В теории понятием правоприменения обозначают организационно-правовую форму деятельности государства, направленную на претворение в жизнь правовых предписаний.
Эта формулировка считается общепризнанной.
В статье рассмотрим подробно особенности правоприменения. Правоприменение – это реализация норм в рамках правоотношений и воздействие на обязанных субъектов.
Последнее осуществляется посредством совершения гражданами и организациями действий, обладающих юридическим значением.Без правоприменения зачастую невозможно возникновение многих отношений. Оно необходимо, если требуется:
Существует ряд признаков, по которым определяется специфика правоприменения. Это, в первую очередь, государственно-властный характер.
Правоприменение можно рассматривать как форму управленческой деятельности.
Посредством ее осуществления происходит индивидуальное и детализированное воздействие на определенные жизненные ситуации, которые требуют властного контроля или вмешательства. Правом правоприменения наделяются органы, входящие в систему госвласти.Необходимо понимать, что такая деятельность осуществляется исключительно в рамках полномочий, предоставленных конкретной структуре в конкретной области общественной жизни.Правоприменение – это своего рода форма перевода общих предписаний, принципов в поведение конкретных лиц, имеющее юридическое значение. Субъекты наделяются определенными обязанностями и правами в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.
Правоприменение – это деятельность, обладающая интеллектуально-волевым, познавательным характером. Она требует не только знания и понимания действующего законодательства, но и некоторого жизненного опыта, нравственных установок.
Ключевые слова: понятие, содержание, признаки, этап, виды, применения, права Правоприменение — особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства.
К таким случаям можно отнести следующие: а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим); б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию); в) когда речь идет о реализации санкции. Признаки правоприменения: 1) особый субъект — специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо).
В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения; 2) имеет государственно-властный характер; 3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний; 4) выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли — гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право; 6) представляет собой сложный, стадийный процесс; 7)имеет творческий характер; 8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом — актом применения права.
С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно требуют упорядочения всего комплекса действующих нормативных актов. Посредством правового мониторинга определяется степень урегулированности соответствующих общественных отношений, выявляются пробелы, устраняются коллизии и противоречия как между нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы, так и между федеральным и региональным законодательством. Следовательно, мониторинг должен способствовать разработке предложений по совершенствованию законодательства, его обновлению и, в конечном счете, обеспечивать внутреннюю согласованность правовой системы в целом.
Основная задача мониторинга — получить сведения о соотношении фактических результатов действия нормативных актов и тех социальных целей и задач, ради которых они были приняты, что позволит обеспечить обратную связь между законодателем и правоприменителем, выявить состояние общественных отношений, эффективность регулирующего воздействия, качество законодательства. Мониторинг правоприменения в отличие от мониторинга законодательства заключается в проведении анализа законодательства непосредственно во взаимосвязи с правоприменительной практикой (т.е.
с учетом мнения органов государственной власти, судов, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Общественной палаты Российской Федерации, а также институтов гражданского общества, научных, общественных организаций, средств массовой информации). В 2011 году в рамках исполнения Национального противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568, на федеральном уровне с целью обеспечения системности и единого правового пространства, а также совершенствования действующего законодательства
Стр 6 из 12Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы.
То, что нельзя ставить правоприменение в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением, справедливо заметили некоторые ученые’. Оно имеет очень серьезные отличия и не является однородным правовым явлением с ранее названными, а посему не может быть объединено одним понятием «формы реализации права». Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.
Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками: ♦ осуществляется компетентными органами государства; ♦ имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения; ♦ требует профессиональных знаний и навыков; ♦ осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний; ♦ является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества; ♦ осуществляется в процессуальных формах.
Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права: 1 В. Н. Карташов применение права предлагает называть типом реализации. Но тут же называет в качестве типов оперативно-исполнительную (правонаделительную) и правоохранительную практику государства.
См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. Т. 1. — Ярославль, 2005. — С. 291-292. В.М. Сырых правоприменение считает формой реализации права, которую осуществляют государственные органы, участвуя в публично-правовых отношениях См.: Сырых В.
М. Теория государства и права. — М. 2004. — С. 260—261. В.И. Червонюк, тоже заметивший не однонорядковость использования, исполнения, соблюдения и применения, все же не решается отказаться от привычного наименования применения права как формы реализации.
32 Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое поведение нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязанности, осущест-яя свои права).
Однако иногда нормальный правовой результат не может быть остигнут без вмешательства государственных органов и должностных лиц. В таких случаях в процесс осуществления права вклинивается правоприменение. Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы.
То, что нельзя ставить правоприменение в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением, справедливо заметили некоторые ученые’. Оно имеет очень серьезные отличия и не является однородным правовым явлением с ранее названными, а посему не может быть объединено одним понятием «формы реализации права». Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.
Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками: ♦ осуществляется компетентными органами государства; ♦ имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения; ♦ требует профессиональных знаний и навыков; ♦ осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний; ♦ является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества; ♦ осуществляется в процессуальных формах. Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права: ♦ к использованию (например, получение жилой площади мало- 397 имущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами); ♦ к исполнению (например, призыв в армию); ♦ к соблюдению (например, совершение правонарушения).